СЕРГЕЙ ЧЕКРЫЖОВ

«Мне всегда хотелось исследовать разные музыкальные направления практически — т.е. сочинять в этих жанрах.»

СЕРГЕЙ ЧЕКРЫЖОВ

«Те, кто хорошо помнит телевидение 90-х годов с его разнообразием интересных и душевных передач, прекрасными ведущими и нетривиальной рекламой, наверняка не забыли музыку, сопровождавшую программы тех лет» © ФДЛ
Главная » Статьи » Пресса

ГЛАВНЫЙ МУЗЫКАЛЬНЫЙ ШЕФ-ПОВАР

ТВ Парк, 1997 (1)Музыка бывает разная: для театральной постановки требуется одна, для кино- другая, для телевидения – третья. Сегодня мы рассказываем  о телевизионном композиторе. Их на телевидении в настоящее время всего пятеро. Не потому, что мало талантливых, а потому, что именно на них есть спрос у авторов программ, и потому, что они шагают в ногу со временем и быстро улавливают, какая музыка нынче требуется. Ведь мода на телевизионную музыку переменчива.

В самом начале своей творческой карьеры Сергей Чекрыжов,  к тому времени освоивший игру на аккордеоне, поступил на мехмат МГУ. Семь нот не давали покоя, поэтому пришлось идти в кузницу университетских талантов – прямиком в музыкальную студию студенческого театра МГУ. Там уже пробовали свои певческие силы поступившие в университет годом раньше ― Алексей Кортнев и Валдис Пельш. Пение будущих коллег по  группе «Несчастный Случай»  Чекрыжова поразило, потому что молодые люди слегка… фальшивили. Но известный дуэт бардов Иващенко-Васильев,  обучавший будущих звезд пению, «подтянул» начинающих музыкантов.

К тому времени, когда у Чекрыжова было готово заявление в аспирантуру, его музыка, написанная к первому музыкальному спектаклю театра, стала популярной, а все российское студенчество, от Москвы до Новосибирска, распевало его песни.  И Сергей Чекрыжов перестал противиться судьбе ― не защитив диссертацию, он отправился в музыкальное училище при московской консерватории. Ну а потом покорил и саму консерваторию, причем сразу два факультета ― дирижерский и композиторский.

И вот семь лет назад группа «Несчастный Случай» концертировала на вечеринках молодежной секции Союза театральных деятелей. В качестве конферансье выступал Игорь Угольников. В то время у него была идея создать юмористическую передачу, и он как раз собирался предложить ее Кире Прошутинской, да вот беда ― не было музыкального оформления. Он спросил у Сергея Чекрыжова, не может ли тот написать ему музыку. Вскоре на экранах телевизоров появилась программа Игоря Угольникова «Оба-на». И началось… Угольникова буквально одолели вопросом: «Ну кто тебе эту мелодию написал?». Игорь не стал скрывать, что автором музыкальной заставки к телепередаче, которую тут же начали распевать телезрители, был Сергей Чекрыжов.

Долго ждать не пришлось – звонки последовали один за другим. Сергею просто описывали, о чем будет программа, ее стиль, давали посмотреть видеоматериал и просили принести музыку к определенному сроку. Сегодня его имя в титрах программ «Авторское телевидение», «Герой дня», «Намедни», «Моя семья», «Клуб 12 копеек»… Всего же за последние два года работы для телевидения Сергей Чекрыжов написал порядка ста «музыкальных эскизов» (как он их сам называет) к телепередачам.

Как Чекрыжов придумывает мелодию? Где на него снисходит озарение? Оказывается, чаще всего в метро. Он, например, едет домой и за 20 минут придумывает основной мотив. Далее дома (где еще недавно к его занятиям жена относилась несерьезно) наигрывает что-то на синтезаторе, а затем отправляется в студию аранжировать и записывать, что получилось. Главное, по словам Сергея, что отличает телевизионного композитора от обычного ― это умение разбираться во всех, без исключения, музыкальных стилях, самостоятельно аранжировать мелодию и контролировать качество звука. А самое сложное в работе ― это способность уместить в 15-30 секунд все свое мастерство и знания.

Работа над программой «Пальчики оближешь» оказалась непростой, ведь какой канал сегодня ни включи, везде что-то усердно парят–варят. Андрей Макаревич, Галина Польских, Лариса Удовиченко и другие, не менее звездные, «кулинары». Чтобы зритель ТВ-6 не скучал, вопрошая: «Ну, и что тут особенного?» ― нужно было создать настоящее шоу еды. А какое шоу без музыки?

Идея авторов программы создать на экране что-нибудь такое же легкое и музыкальное, как американские мюзиклы 50-60-х годов с Мэрилин Монро и Барброй Стрейзанд, в песенке Сергея Чекрыжова на стихи солиста «Несчастного Случая» Алексея Кортнева воплотилась идеально. Собственно, появились две песенки ― «О еде» и «О сытой улыбке». И обе они передавали огромное удовольствие от процесса  приготовления и поглощения пищи. В том, что песенки появились, что называется, на одном дыхании, Чекрыжов «винит» душевную обстановку и хорошее настроение в творческом коллективе программы.

Сначала в программе  «Пальчики оближешь» предполагалось, что «разогревать» телезрителя под пение Татьяны Лазаревой и мужского хора будет ярко расцвеченный кордебалет. Но от него  пришлось отказаться по причине дороговизны. Потом появилась графическая картинка с летающими бутербродами и прочими кулинарными вкусностями, на фоне которых Татьяна и поет.

Все бы хорошо, но авторов программы не устраивал мужской хор, зычными голосами распевающий то самое: «Таня, Таня, честное слово…». «Никаких мужских хоров, ― сказал режиссер программы Чекрыжову, ― передача семейная, рассчитана и на тех, кому до четырнадцати лет, и на тех, кому за пятьдесят. На мужской хор поведутся только домохозяйки. Вместо смокингов и бабочек нужно ввести хот поварят, как в фильме «Приключения Буратино». Ну что ж, поварят, так поварят. И Кортнев меняет текст, а Чекрыжов  вносит последние штрихи в музыку.

«На записи он над нами долго измывался, ― вспоминает ведущая Татьяна Лазарева. ― Мы вдвоем с подругой отдувались и за мальчиков, и за девочек». Все шесть партий в произведении Чекрыжова исполнили Татьяна Лазарева и ее подруга Лена Фадеева. Петь девушкам пришлось и за себя, и за поварят, голосами и мужскими, и женскими, и детскими… После объединения всех партий в одну на специальной музыкальной аппаратуре и появилось исполнение многоголосого хора, звучащее сегодня в передаче.

Чем еще интересно заниматься телевизионному композитору Чекрыжову? Писать, например, музыку 

ТВ Парк, 1997 (2)

для кино. Первым опытом был эротическо-авангардный фильм «Undo», предшественник телевизионного журнала «Playboy». После эротики была музыка к документально-художественному фильму «Круг» об 

истории ВЛКСМ, снятому АТВ.

Эротика эротикой, комсомол комсомолом, а вообще-то Сергей Чекрыжов ― композитор серьезный. Татьяна Лазарева, считающая, что Сергей пишет «Совершенно бесподобную музыку», узнав, что у Чекрыжова готовы и цикл произведений для хора, и цикл романсов, выразила надежду, что когда-нибудь и ей он посвятит один из своих романсов.

«Кстати сказать, ― заявила она, ― музыка-то в «Пальчиках…» лучше, чем сама программа. И вот так с Чекрыжовым всегда…»