СЕРГЕЙ ЧЕКРЫЖОВ

«Мне всегда хотелось исследовать разные музыкальные направления практически — т.е. сочинять в этих жанрах.»

СЕРГЕЙ ЧЕКРЫЖОВ

«Те, кто хорошо помнит телевидение 90-х годов с его разнообразием интересных и душевных передач, прекрасными ведущими и нетривиальной рекламой, наверняка не забыли музыку, сопровождавшую программы тех лет» © ФДЛ
Главная » Статьи » Пресса

РЕЙДЕР

РейдерКомпозитор и участник группы «Несчастный Случай» Сергей Чекрыжов рассказывает о своей музыке к криминальной драме, а также о судьбе саундтреков в России.

Работа над саундтреком ― это сложный, многоступенчатый процесс. В случае с «Рейдером» всё началось с того, что мне дали почитать сценарий и попросили придумать основную тему. То, что я придумал, всем понравилось, и в итоге меня утвердили на этот фильм. Далее вместе с режиссёром Всеволодом Аравиным и редактором Олегом Пшеничным составлялась экспликация, а затем уже моя работа ― сочинение музыки под готовый монтаж. Дело в том, что по сценарию очень сложно угадать темп будущего монтажа. В процессе работы над фильмом характер может очень сильно измениться. В сценарии ты видишь, например, иронию, а потом она может попросту пропасть. А для музыки это очень важно. Музыка концентрирует настроение, она акцентирует внимание на каких-то вещах, она является формообразующим фактором, разбивает фильм на большие сцены. И по сценарию это не всегда видно. Настроение, лица актеров, темп монтажа ― всё это очень важно.

Я сомневаюсь, что этот саундтрек в итоге выпустят на CD, поскольку в нём почти нет песен, в основном ― инструментальная музыка. Конечно, мне бы очень этого хотелось, но объективно не хватит информации на полноценный диск. К примеру, если издают саундтрек к голливудским фильмам в жанре экшн, как правило, там несколько основных тем, а остальное ― песни, которые подобраны или специально написаны. А в моей музыке к «Рейдеру» из пятидесяти минут звучания ― пять основных тем, а остальное ― их вариации и «атмосферное» музыкальное сопровождение. А будь ещё пять-семь песен, то можно было бы это издать. Например, в анимационном фильме «Морской дьявол» (который выйдет зимой) звучат песни Агутина и довольно много моей симфонической музыки. Вот такой диск вполне могут издать.

Традиция хороших песенных саундтреков сейчас развита в голливудских фильмах. Продюсеры понимают, что гораздо выгоднее использовать песни, которые уже на слуху, покупают права на эти хиты (часто в исполнении уже других артистов) и потом издают саундтрек. Наше кино пытается следовать этому примеру, и на этом пути есть, хоть и редкие, удачи. Значительно сложнее написать песню для кино, чтобы она потом стала хитом (кстати, так было в лучших советских фильмах). Вот как раз в «Морском дьяволе» песни были написаны именно к этому мультфильму, а потом, поскольку его производство растянулось на девять лет, Агутин начал петь эти песни, и они стали хитами. Поэтому, если этот диск будет издан, то это как раз будет пример полноценного саундтрека.

Музыка к «Рейдеру» написана в современном, «синтетическом» стиле, который объединяет звучание оркестра и электронные звуки и ритмы. Кстати, этот подход виден и в голливудских фильмах разных жанров. И, как правило, есть зависимость между бюджетом картины и качеством саундтрека; естественно, самое лучшее звучание у блокбастеров. В малобюджетных картинах акцент делается на качестве самой музыки, её эмоциональности и «попадании» в данную историю.

Мой саундтрек вполне укладывается в понятие мейнстримовый. Это не авангард, не минимализм. На мой взгляд, фильм «Рейдер» ― это портрет определённого времени, документ эпохи. Это даже повлияло на музыкальный язык ― в нём можно угадать характерные интонации конца девяностых ― начала двухтысячных.